Антифриз - это нечто, залитое в систему охлаждения двигателя, и основная задача этой жидкости - отвести тепло двигателя в радиатор, где охлаждающая жидкость остынет под действием набегающего потока воздуха. Обычная дистилированная вода, залитая в радиатор, имеет несколько недостатков, а именно: кипит при температуре чуть более 100 градусов (из-за повышенного давления), не защищает систему охлаждения от коррозии и замерзает при отрицательной температуре воздуха, что грозит многочисленными бедами, так как вода при замерзании расширяется в объеме и может разорвать радиатор.
Поэтому стали применять другие жидкости, на основе гликоля (та же основа, что и для многих тормозных жидкостей). Проблема заключалась только в том, что гликоль вызывает сильную коррозию там, где соприкасаются электрохимические пары металлов, например медь и сталь. Поэтому в антифриз на основе гликоля добавляют различные антикоррозионные присадки.
При замене антифриза все эти тонкости нас не интересуют. Нам нужно промыть систему охлаждения дистилированной водой, в случае, если мы меняем производителя антифриза, разбавить купленный концентрат дистилированной водой в соответствии с инструкцией (обычно это 50% на 50% для получения смеси, которая замерзает при -40 градусах), залить все это в радиатор и прокачать жидкость в охлаждающей системе, чтобы избавиться от возможных воздушных пробок. Разбавлять концентрат водой необходимо, так как во-первых концентрация чистого антифриза выше 50% не имеет смысла в том плане, что антикоррозионные свойства получаются ничуть не лучше, во-вторых чистый антифриз имеет меньшую теплоемкость и будет не так эффективно, как это нужно, охлаждать двигатель в условиях очень жаркой погоды.
И теперь про смешивание антифризов. Сейчас наиболее распросранены жидкости стандарта G11. Их основа - жидкости со страшными названиями типа моно-этилен-гликоль или менее токсичный моно-пропилен-гликоль. Цвет этих жидкостей обычно зеленый, синий или желтый. Подобные антифризы содержат фосфаты, нитраты и силикаты в качестве антикоррозионных и смазочных добавок. При смешивании различных антифризов стандарта G11 все зависит от концентрации этих присадок и, как правило, при концентрации добавок менее 250 ppm (милиграмм на килограмм) проблем при смешивании не возникает. Раньше, когда концентрация присадок доходила до 1000 ppm и выше, при смешивании разных антифризов в итоге могло получаться отличное разноцветное желе.
Что же делать, если нужно долить антифриз без его замены и с минимальным риском выпадания осадка в радиаторе? Если этот вопрос возник летом, то однозначный ответ - нужно просто долить дистилированную воду. Зимой лучше всего купить антифриз стандарта G12 или G12+. Это жидкости, цвета которых могут варьироваться от желтого до красного цвета. Но вообще полагаться на цвет антифриза нельзя, нужно всегда смотреть на маркировку. Антифризы стандарта G12 могут без опасений смешиваться друг с сдругом (антифризы разных производителей) и с антифризами стандарта G11 (независимо от концентрации в них присадок). В общем ярко-красный антифриз G12+ можно смешивать с чем угодно (но перед этим убедиться, что это действительно G12+, а не просто красные чернила).